суббота, 2 сентября 2017 г.

Розничная торговля алкоголем: ЕГАИС 2017


Рассмотрим, что такое система ЕГАИС, как к ней подключиться, как связаны ЕГАИС и ККТ и что угрожает тем, кто решил проигнорировать требования законодательства.

Продажа алкогольных напитков — весьма прибыльная отрасль экономики, которая способна приносить большие доходы в казну страны. Пополнение бюджета, и борьба с фальсификатом — основные причины внедрения новой системы контроля над изготовлением и оборотом спиртных напитков. В следствии в 2016 году появилась самая громкая новелла в сфере розничных продаж — Единая государственная автоматизированная система обработки данных (ЕГАИС). С момента вступления в силу закона № 182-ФЗ "О внесении изменений в закон № 171-ФЗ", все предприятия, осуществляющие производство, розничную и оптовую торговлю алкогольной продукцией, обязаны подключиться к ЕГАИС и отправлять информацию об обороте алкоголя в Федслужбу Росалкогольрегулирования (РАР).


Что такое ЕГАИС и для чего она нужна



Единая государственная автоматизированная система обработки данных — это ресурс, благодаря которому надзорные органы могут отслеживать путь каждой единицы алкоголя с момента производства либо ввоза в Россию до продажи клиенту в торговой точке. Так, в случае если к оптовику либо в розницу попадет бутылка контрафактного алкоголя, то информацию о ней попросту будут отсутствовать в системе, и ее продажа заблокируется на кассе. Конечно, для этого торговая точка должна быть снабжена особым электронно-кассовым аппаратом с соответствующим программным обеспечением, а производитель обязан промаркировать каждую бутылку особенным чипом с QR-кодом.





Необходимость этого сервиса управление страны растолковывает тем, что в последние годы существенно возрасли объемы контрафактной алкогольной продукции, и участились случаи отравления некачественным алкоголем даже среди немаргинальных слоев населения.


Как работает ЕГАИС в рознице



С 1 июля 2017 года все розничные магазины в России должны передавать данные в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже в случае если речь заходит о пиве, пивных напитках, сидре, пуаре либо медовухе. Также вступило в силу требование об отчете о розничных продажах: через систему подобающа проходить любая единица товара, помимо слабоалкогольных напитков, вышеперечисленных.


Итак, работа с единой системой складывается из двух этапов: закупка и продажа. Разберем любой из них.


Заказ алкоголя у поставщика



Если вы обладатель розничного магазина, где продается алкоголь, то работа с системой учета для вас начнется с поставки. Согласно действующему законодательству, работа розничной точки (либо общепита) при заказе любого алкоголя выстраивается следующим образом.


  1. Получив ваш заказ на партию алкоголя, поставщик отгружает нужное количество товара и оформляет накладную, электронная версия которой отправляется в единую ситему учета, а печатная — экспедитору.
  2. После получения товара нужно сверить его количество и с бумажной и электронной накладной. В случае если все сведенья сходятся, то необходимо подтвердить факт закупки в ЕГАИС. Затем в системе появятся сведения о том, в каком количестве магазин закупил алкоголь. Наряду с этим сканировать бутылки необязательно.
  3. В случае если же количество бутылок в накладной и в партии расходятся, то необходимо сформировать акт расхождений и послать его в ЕГАИС. Нужно, чтобы поставщик подписал его — тогда в системе будут отражены изменения, и у продавца не появится неприятностей из-за отличия закупленного и реализованного алкоголя.


Такая схема работы обязательна для закупки всех видов спиртных напитков: как крепких, так и слабоалкогольных. И для всех типов бизнеса: розницы и общепита.


Продажа крепкого алкоголя



На сегодняшний день продажа алкоголя допускается лишь посредством единой государственной автоматизированной системы, даже в поселениях с населением менее 3000 человек (с 01.07.2017). Но необходимо подчеркнуть, что это правило не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.


Итак, работа розничной точки при продаже алкоголя должна быть выстроена следующим образом:


  1. Кассир считывает с бутылки стандартный линейный штрихкод, после чего кассовая программа предлагает отсканировать "алкогольный" двумерный штрихкод (PDF-417).
  2. Кассир считывает "алкогольный" штрихкод посредством особого 2D-сканера. Система определяет подлинность бутылки и включает эту позицию в чек.
  3. Кассир выдает клиенту простой чек и чек с QR-кодом, по которому он может определить все данные о бутылке и проверить ее подлинность.
  4. Потом информацию о покупке поступают в особую программу — УТМ ЕГАИС. УТМ расшифровывается как "универсальный транспортный модуль" и является программным обеспечением для работы с сервисом.
  5. Последний этап — отправление информации о продаже в Росалкогольрегулирование (РАР). Для этого продавец должен подключить к компьютеру особое USB устройство — JaCarta, на котором записана электронная подпись, разрешающая совершить эту процедуру.


Как подключить магазин к ЕГАИС



Подключение происходит через интернет, исходя из этого посещать какие-либо официальные инстанции не потребуется. Но прежде, чем пройти регистрацию и создать персональный кабинет, нужно купить особое оборудование и выполнить ряд технических требований.


Итак, что пригодится розничному магазину для подключения к системе?


  • Компьютер с доступом в интернет со скоростью от 256 кбит/с и выше;
  • крипто-ключ JaCarta, который возможно купить в любой компании, лицензированной ФСБ;
  • УТМ (Универсальный транспортный модуль). Это приложение, которое разрешает отправлять данные в на сервер Росалкогольрегулирования. Его возможно скачать на компьютер с сайта egais.ru;
  • товароучетная программа (поддерживает обмен данными с УТМ);
  • КЭП (квалифицированная электронная подпись);
  • кассовая программа, совместимая с ЕГАИС;
  • 2-D сканер для считывания "алкогольных" штрих-котодов;
  • фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов.


Оборудование, нужное для работы в автоматизированной системе, стоит больших денег, что признают и в самом РАР. Так, ассистент главы РАР Екатерина Приезжих поведала, что один набор такого оборудования обойдется розничной точке в сумму от 40 000 до 150 000 рублей.


ЕГАИС и онлайн-кассы



с 1 июля 2017 года, согласно закону N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных финансовых расчетов и (либо) расчетов с применением электронных средств платежа" все продавцы алкоголя должны перейти на онлайн-кассы. Главное требование к новым ККТ — это возможность передавать электронные копии чеков в налоговую через интернет.


Одновременно с этим конкретно продажу алкоголя регулирует 171-ФЗ. Оба документа не зависят друг от друга и должны быть выполнены в один момент: в случае если следовать требованиям 54-ФЗ, но не передавать данные в ЕГАИС, то вас оштрафует РАР. И напротив, если вы выполняете требования РАР, но не соответствуете 54-ФЗ, — не избежать штрафа от налоговой. Так, продавцов алкоголя сейчас контролируют два независимых органа. Это значит, что работать с алкоголем необходимо по следующей схеме.


В случае если реализовываете крепкий алкоголь



  1. Отчитываетесь в ЕГАИС за приемку и продажу.
  2. Отправляете чек ОФД.
  3. Выдаете клиенту чек с двумя QR-кодами, по которым клиент может проверить подлинность алкоголя и налоговый отчет в ФНС.


В случае если реализовываете пиво, сидр либо медовуху



  1. Отчитываетесь РАР лишь за приемку.
  2. Отправляете чек ОФД.
  3. Выдаете клиенту чек с одним QR-кодом для проверки в ФНС.


Хорошие новости для тех, кто торгует слабоалкогольными напитками: закон N 278-ФЗ от 29.07.2017 дает новую редакцию статьи 16 закона 171-ФЗ, согласно которой личные предприниматели на ЕНВД либо патенте, реализовывающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, получили отсрочку для внедрения онлайн-касс до 01.07.2018. Но это не избавляет от необходимости отчитываться перед РАР. О том, как это сделать, поведали эксперты РАР.


Где взять онлайн-кассу с поддержкой ЕГАИС



В случае если ваша касса уже соответствует требованиям РАР, то покупать новую нет необходимости. Необходимо лишь модернизировать имеющуюся ККТ, чтобы она имела возможность передавать чеки в налоговую через интернет. Для этого необходимо:


  • снять кассу с учета;
  • приобрести набор модернизации и обновить ПО;
  • зарегистрировать кассу в ФНС. Для этого нужна новая электронная подпись (подпись для ЕГАИС применять запрещено).


Следует обратить внимание на то, что не все ККТ, которые поддерживают единую государственную автоматизированную систему, возможно модернизировать до онлайн-кассы. Подробную данные об этом возможно определить у своего производителя ККТ.





Ответственность за нарушения



Штрафы, предусмотренные в КоАП РФ за нарушения в торговле алкогольной продукцией более значительны, чем просто штрафы за нарушения правил торговли. юрлицо может заплатить до 200 000 рублей даже за одну бутылку поддельного спиртного. Помимо этого, санкции предусматривают конфискацию контрафактного товара и оборудования, на котором оно было произведено. Исходя из этого, перед тем как саботировать ЕГАИС, придется задуматься и отказаться не только от регистрации в системе, но и от торговли алкоголем в принципе. Что же касается онлайн-касс, то штраф за неприменение ККТ считается от суммы, не прошедшей через кассу: юрлицам нужно будет заплатить 75–100% от суммы, но не меньше 30 000 рублей, а ИП — 25–50% от суммы, но не меньше 10 000 рублей. Другими словами чем больше сумма, которая не прошла по кассе, тем больше штраф.


Обзор ПО для ЕГАИС



Программы для интеграции с ЕГАИС имеется в продаже у многих разработчиков ПО для бухгалтерии. Имеется, из чего выбрать, — и по стоимостям, и по функционалу. Но у всех имеется свои ограничения и особенности.


Для розницы



Две эргономичные программы — Бухсофт ЕГАИС и "Ассистент ЕГАИС" от Инфостарт .


Бухсофт ЕГАИС — простое решение для обмена данными с ЕГАИС для розничных продавцов алкоголя. Она устанавливается за пару минут, легко настраивается и работает на неограниченном количестве компьютеров. Цена программы, как заверяют разработчики, — от 2500 до 8000 рублей (в зависимости от комплектации). Все обновления — бесплатны. Кстати, имеется бесплатная демо-версия на 30 дней.


Ассистент ЕГАИС — это эргономичный интерфейс для работы с Универсальным транспортным модулем. Программа автоматизирует процессы учета алкогольной продукции, сверяет данные как в организации, так и при работе с поставщиками. Тут также предлагается бесплатная демо-версия на 1 месяц и удаленная помощь в настройке (интеграция ключей, настройка личного кабинета, установка УТМ). Цена продукта — от 5000 рублей.


Для опта, производителей и импортеров



С оптом может оказать помощь программа "Обмен с ЕГАИС из 1С" — визуальный интерфейс для работы с УТМ и непроизвольный обмен данными с ЕГАИС из 1С. Возможно загружать данные по агентам, производителям, продукции, сопоставлять данные и вносить их в базу, загружать (ТТН) и справки Б от поставщиков, включая отправку по ним актов, выгрузку ТТН клиентам и запрос остатков. Цена — от 12 000 рублей.


Обмен с ЕГАИС под ключ



Хорошее решение под ключ для магазинов — "Касса-грант ЕГАИС". Это кассовый аппарат, оснащенный дополнительным оборудованием для передачи информации о продаже алкогольной продукции в ЕГАИС и POS-программой, разрешающей вполне автоматизировать работу магазина либо всей торговой сети. Программа стоит от 6000 до 90 000 рублей (в зависимости от наличия либо отсутствия кассового терминала). В пакет включены установка и настройка УТМ, обучение работе с 1С, консультации и техподдержка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий